Как устроены швейцарские железные дороги
Швейцарские железные дороги — пример для подражания. Они являются эталоном современности, точности, комфорта и надежности. Когда я впервые воспользовалась услугами SBB CH, то я поняла, что означает понятие «все для людей». Swiss Railways имеет достаточно высокие цены на билеты, но удобство передвижения того стоит. Существует система проездных, где также предусмотрен безлимитный билет на несколько суток. Сегодня я расскажу вам, как функционируют жд дороги в Швейцарии.
Содержание
Железная дорога Швейцарии — общие сведения
Основную массу перевозок совершает государственная компания SBB-CFF-FFS. Швейцария, по сравнению со своими европейскими соседками, довольно-таки миниатюрная страна. Но пассажиров перевозят около 4000 вагонов, а длина железнодорожных путей составляет 13000 километров. Как я уже сказала, SBB является монополистом, однако есть еще несколько других, как частных так и международных компаний, совершающих перевозки. И вот это разнообразие поездов и компаний иной раз может запутать туриста на вокзале. Не сразу понимаешь, в какой поезд нужно сесть.
Швейцарская железная дорога
Швейцарская железная дорога известна своими панорамными маршрутами. Могу долго воспевать им оды, но это будет чуть позднее. Для начала расскажу об основных видах поездов в Швейцарии.
Рекламный плакат конца 50–х гг. “Der Kluge reist im Zuge” (в переводе с немецкого — “Умный предпочитает ездить на поезде”) до сих пор остается актуальным.
Популярность железнодорожного транспорта в Швейцарии обусловлена многими причинами, в частности: удобным расписанием, четким соблюдением графиков движения, а также комфортабельностью поездов и вокзалов. Но главное преимущество поезда — полное отсутствие стресса и никаких пробок.
Первый железнодорожный вокзал на территории Швейцарии был построен в 1845 г., но первый швейцарский поезд был пущен в эксплуатацию лишь двумя годами позже — в 1847 г., и на 70 км дальше от этого вокзала… Дело в том, что вышеупомянутый вокзал был построен французами в Базеле, куда прибывали поезда из Эльзаса. А первая в Швейцарии ж/д ветка протяженностью 30 км была проложена в 1847 г. Именно по ней был пущен первый швейцарский поезд, перевозивший свежий душистый хлеб из Бадена в Цюрих. Отсюда и название — “дорога испанских булочек”. В течение 7 лет эта линия оставалась единственной в Швейцарии железной дорогой.
На самом деле еще в 1836 г. в Цюрихе была создана первая ж/д компания, которая обратилась с проектом строительства ж/д линии до Базеля. Однако бюрократическая процедура получения соглашений со стороны кантонов и финансовые затруднения отодвинули этот проект на десятилетия.
В целях планирования сети железных дорог в стране правительство Конфедерации ограничилось приглашением двух опытных в этом деле англичан, один из которых был сын Джорджа Стивенсона, изобретателя паровоза.
Начиная с 70-х гг. XIX в., во многих горных регионах стали прокладывать зубчатую железную дорогу. Таким образом, благодаря созданию новой сети европейских железных дорог, многочисленные туристы получили возможность более комфортно доезжать до Швейцарии и без особого напряжения “покорять” горы.
Вскоре стало ясно, что ж.–д. транспорт является опорой для экономического развития страны. Это обстоятельство подтолкнуло к мысли, что железные дороги должны находиться под контролем государства. Со временем люди стали рассматривать железную дорогу в качестве обыденной структуры по предоставлению услуг населению, равно как школы, улицы и больницы.
Инициатива национализации железной дороги была одобрена в 1898 г. на народном референдуме, проводившемся под лозунгом “Железные дороги Швейцарии для народа”. Новая эра началась 1 января 1902 года, когда первый паровоз SBB, украшенный праздничными гирляндами и швейцарским флагом, прибыл в Берн.
Железные дороги и поезда в Швейцарии
Швейцарские железные дороги (SBB) — пожалуй, самые надежные и комфортные в мире. Поезда между основными городами курсируют с тактовым интервалом по крайней мере каждые полчаса. Наиболее быстрые поезда — IC, ICN, EC, IR, Schnellzug. Все они мало отличаются по скорости. Местные поезда обозначаются R и RX, в пригородах больших городов есть электрички S-Bahn. Ночных внутренних поездов нет.
Цена на все виды поездов стандартна, доплат на регулярные поезда во внутреннем сообщении никаких нет. Простые разовые билеты очень дороги, билет туда-обратно дает небольшую скидку в пределах 10%:
-
Цюрих-Женева (3 часа) — 76 CHF во втором классе, 126 CHF в первом,
- Женева-Лугано (5-6 часов) — 104 CHF во втором классе, 172 CHF в первом,
- Берн-Цюрих (1 час) — 45 CHF во втором, 75 CHF в первом.
Сэкономить проще всего с билетами Swiss Pass «Системы путешествий по Швейцарии» (действуют на все виды регулярного транспорта) либо с более дешевым билетом «ЕвроДомино Швейцария» (действует только на железной дороге). Последний стоит 85 евро на три дня безлимитных поездок плюс 10 евро за каждый дополнительный день. Всего можно купить до 5 дополнительных дней. Для молодежи до 26 лет цены ниже — 64 евро за первые три дня плюс 8 евро за каждый дополнительный.
Помимо обычных государственных существуют частные железные дороги, в основном горные. Наиболее мощная альтернативная система — узкоколейный Rhätische Bahn на юго-востоке страны. Некоторые горные панорамные маршруты не покрываются проездными (либо их владельцы получают там только 25-50% скидки).
Особенно дороги маршруты на пики Юнгфрау и Маттерхорн, а также маршрут «Ледниковый экспресс». В то же время целый ряд великолепных панорамных маршрутов бесплатен для обладателей проездных — «Золотой перевал», «Бернина экспресс», «Ароса экспресс», «Вильгельм Телль экспресс», «Предальпийский экспресс», «Маршрут Лотчберг» и другие.
Швейцарские поезда
Как я уже говорила выше, в Швейцарии много различных категорий поездов. Все без исключения очень комфортные. Предостерегать от поездки на каком-то из видов поездов нет причины. Но для начала расскажу основную информацию о составах, она поможет составить первое мнение о них.
Как театр начинается с вешалки, так и швейцарский поезд начинается с входа в вагон. Чтобы туда попасть, нужно нажать на кнопку, расположенную на двери. При выходе действовать аналогично.
Поезда в Швейцарии бывают одноэтажными и двухэтажными. Чаще всего подразумевается, что первый этаж должен быть тихим (без громких разговоров пассажиров), даже значки специальные есть на дверях, однако это правило не строгое. Кстати! В двухэтажном поезде переход между вагонами совершается на втором этаже.
Тележку с едой провозят там же. Однако на первом этаже загораются специальные датчики и пассажиры могут подняться наверх, чтобы купить себе закусок и напитков.
Вагоны разделены на первый и второй классы. В первом билеты значительно дороже. Однако, по моему мнению, нет смысла переплачивать за класс. Главным отличием второго класса является то, что в ряде может быть на одно сидение больше. Расположение кресел будет «2 + 2» через проход. Между некоторыми сидениями могут находиться столики.
В первом же классе расстановка пассажирских мест осуществляется по схеме «2 + 1». Ну и они чуть более удобные. Один турист как-то шутил, что все различие классов заключается в цветной нашивке на сидениях в первом классе.
В некоторых поездах есть вагоны-рестораны. Узнать об их наличии всегда можно в расписании. Посещение такого ресторана — весьма заманчивая идея, скажу я вам. Пить винишко и мечтательно всматриваться в мелькающие за окном пейзажи просто великолепно! Если не хотите топать в вагон-ресторан, то вам на выручку придет сотрудник поезда, развозящий на тележке напитки и вкусняшки.
Ой, не могу не удержаться, чтобы не поведать вам и историю о том, почему я так люблю европейские поезда и до сих пор боюсь бродить в поиске вагона-ресторана, буфета или работающей розетки по отечественным. Дело было лет 15 назад. Место действия — междугородный состав, видавший еще лучшие годы Хрущева.
Мне, по своим важным детским делам, зачем-то понадобилось в соседний вагон. Отпросившись у мамы, я с гордо поднятой головой отправилась в такое дальнее путешествие. В тамбур вышла без приключений. Далее, с горем пополам, открыла двери для перехода в другой вагон. Сделала шаг, зажмурив глаза и стараясь не смотреть на щель между вагонами, через которую было видно рельсы.
И тут двери за мной предательски захлопываются, а следующие не открываются. И я оказываюсь заблокированной в этой «гармошке». Дерганье за ручки то одних, то других дверей нечего не дало. Я уже представляла, как один вагон отсоединится от другого и… В этот момент какой-то мужчина открывает двери в тамбур моего вагона. Спасена!
Годы прошли, а страх какой-то остался. Еще боялась при выходе из поезда свалиться в промежуток между ним и платформой. А вот европейские составы таких опасностей в себе не таят. Переход между вагонами, который именуют сладким словом «суфле», совершенно безопасен и не вызывает каких-либо негативных эмоций. И удобные ступеньки для выхода из поезда есть. Все для людей!
Такой стратегически важный объект, как туалет, находится в каждом вагоне. На полу, на кране или на стене расположены специальные кнопки, нажатием на которые можно включить смыв, воду и мыло. И работает он даже на станциях. Ох, вспоминаются сразу моменты из моих железнодорожных путешествий на родине, где туалеты и по часу могли быть закрыты до и после остановок. А для любителей чая и кофе это почти трагедия.
Розетки возле сидений есть. Wi-Fi тоже, но не во всех поездах. Нужно уточнять в расписании этот момент.Если вы такие же любители велосипедов как я, то в некоторых поездах для них есть специальные вагоны. Но опять же, нужно смотреть расписание. Там такие поезда отмечены специальным значком.
Швейцарские вагоны приспособлены и для людей с ограниченными потребностями — платформы расположены на одном уровне с вагоном, есть выдвижные подножки, более просторные туалеты.Подводя итог, хочу сказать, что швейцарские поезда одни из самых комфортных в мире.
Панорамные маршруты
Что это вообще такое? Вы будете ехать в комфортном поезде с огромными окнами. А за стеклом будут мелькать горы, долины, мосты, перевалы… К каждому месту в вагоне прилагаются наушники и брошюра, так что вы не просто насладитесь видами, а еще и узнаете много чего интересного. И, естественно, не обойдется без еды и напитков.
Эх, держите меня трое, хочу запрыгнуть в поезд, а не это вот все…
Ну да ладно, мысли материализуются. Поехали!
Ледниковый экспресс
Он же Glacier Express. Проехать почти 300 мостов и без малого 100 тоннелей за 8 часов пути? Да легко! Этот маршрут соединяет экспресс Санкт-Мориц и Церматт. Можно, конечно, выйти и где-то раньше, но лучше не надо. Серьезно. Пропустите много всего красивого. Во время поездки можно увидеть Большой Швейцарский каньон, перевал Оберальп, гору Маттерхорн, заповедники кантона Граубюнден, альпийские луга.
Кстати:
- Цены, расписание и все-все-все смотрите вот здесь.
- Место нужно бронировать в обязательном порядке.
- Возьмите солнечные очки. А то в горах так слепит солнце, что через час будете плакать от «счастья».
- Можно заказать ланч. Это же так приятно, есть вкусную еду и созерцать луга и горы, а не постные лица телеведущих на экране.
- Экспресс ездит круглый год, но возможны плановые работы, на время которых движение поезда приостанавливается.
Золотой перевал
Известен как Golden Pass. Такая себе маленькая жизнь. Почему так? Да потому, что за время путешествия можно много всего увидеть, столько разнообразных картинок промелькнут перед глазами. Едет поезд из Люцерна через перевал Брюниг, минует Интерлакен и Цвайзимен и завершает свой путь в Монтре (Женева). Дорога займет пять с половиной часов. В Росиньер предполагается остановка, во время которой вы сможете осмотреть великолепный замок Grand Chalet. Горы, озера, водопады, деревянные домики — путешествие мечты, одним словом.
Советы:
- Всю информацию касающуюся маршрута, бронирования, цен лучше узнавать непосредственно на официальном сайте.
- Обратите внимание, что курсирует поезд круглый год.
- Хотите попасть на поезд «Восточный экспресс»? Это мечта всех поклонников леди Агаты Кристи. Так вот, между Монтре и Цвайзиммен ездит состав Golden Pass Classic, вагоны которого стилизованы под всемирно известный поезд из книги.
Бернина экспресс
Такое себе путешествие из зимы в лето. Можно проехать Из Швейцарии в Италию и обратно. Маршрут соединяет города Кур и Тирано. Эта поездка не для слабонервных, ведь некоторые подъемы поезд будет совершать под уклоном в 70 градусов! Это почти как прямой угол! Страшно? Но за все время существования экспресса не случилось ни одной аварии, пассажиры приезжают в конечную точку живы, здоровы и без нервных потрясений, что самое главное. 🙂 Во время такого путешествия вы проедете почти через 200 мостов и пересечете более, чем 50 туннелей. Поезд преодолевает расстояние в одну сторону за 2 часа 30 минут. В летний период из Тирано до Лугано можно добраться на автобусе.
Лайфхаки:
- Всю стратегически важную информацию о поездке можно узнать здесь. Там же предоставлена возможность забронировать места для путешествия, а сделать это нужно в обязательном порядке.
- На борту поезда можно отметить праздник. Вот, допустим, у вас годовщина отношений. Едете вдвоем, любуетесь пейзажами, а тут проводник приносит вам игристое вино и разные вкусности. Романтично ведь.
Воралпен-экспресс
Из Люцерна поезд отправляется в Романсхорн, проезжая по пути Люцернское озеро, горы Пилатус, болота Заттель, Цюрихское озеро, Рапперсвильский замок. И это далеко не все что вы сможете увидеть в дороге! Время следования примерно три часа, а курсируют составы каждый час.
Важно:
- Уже по традиции добавляю вам официальный сайт, с которого можно почерпнуть много полезного. А то в Интернете либо устаревшая информация касающаяся цен, либо сайты, где билеты продают намного дороже.
- Панорамные окна установлены только в вагоне первого класса.
Шоколадный поезд
Этот маршрут создан специально для сладкоежек. Тут есть два варианта: ехать в пульмановском вагоне первого класса или же выбрать для поездки современный панорамный вагон. Лично меня больше привлекает первый вариант. Я ценитель всего антикварного. Едет поезд из Монтрё в Брок, а потом до Грюйера и обратно. Поездка в Swiss Chocolate Train— далеко не пассивное времяпрепровождение. Вы посетите замок и сыроварню Грюйер, фабрику Nestle и отведаете там вкуснейшего шоколада. Длительность такого путешествия составит девять часов.
Опоздания
Швейцарские поезда практически никогда не опаздывают. Однако, из-за сбоев, или при большом скоплении людей, которые задерживают отправления, могут случаться небольшие задержки, хотя крайней редко. Скорее всего в часы-пик (около 18 часов вечера по будням) могут быть задержки поездов до 5 минут. Серьезные опоздания поездов тут практически не случаются, только если какой-то форс-мажор, авария на линии.
В случае туристических направлений, например в горные городки, следующий региональный поезд могут также задержать, так как его движение синхронизировано с остальными. Однако при поездке в аэропорт лучше немного перестраховаться.
Чаще всего проблемы возникают с поездами в Берне. Чтобы лучше знать ситуацию, загрузите себе на смартфон приложение SBB, там можно посмотреть расписание. Там же обозначается опоздание, если с рейсом какая-то проблема или задержка, либо рейс отменен. Будьте аккуратнее в дни снегопадов — это обычно вызывает буквально транспортный коллапс, в основном это городской транспорт, но и с поездами начинается чехарда.
Штрафы за безбилетный проезд
Штрафные санкции за безбилетный проезд разнятся в Швейцарии от типа поезда и вида нарушения. На региональные поезда (R, SN, S и некоторые RE) садиться без билета запрещено. Такие поезда также отмечены специальным знаком: черный «глаз» на желтом фоне. Пассажир без билета будет обязан заплатить минимум 80 CHF. Поездка в вагоне 1 класса с билетом 2 класса также классифицируется кондуктором как безбилетный проезд.
Персональные данные пассажира, пойманного без билета, фиксируются и хранятся в течение двух лет. В первый раз штраф составляет 80 швейцарских франков, во второй раз — 120 CHF, в последующие разы — 150 CHF.
На поездах дальнего следования билет можно приобрести у кондуктора. Эта услуга стоит дополнительные 5 CHF. Если по какой-то причине вы, находясь в поезде, не можете оплатить билет, кондуктор выпишет инвойс, сумма которого будет равняться стоимости билета + сервисный сбор 30 CHF.
Если пассажир имеет действительный проездной билет, но не взял его с собой поездку, кондуктор выписывает штраф, который будет отменен, если в течение 10 дней пассажир предъявит свой проездной и заполнит специальную форму Travel Without a Valid Ticket в любой железнодорожной кассе Швейцарии. Эта услуга стоит 5 CHF.
Также предусмотрены следующие штрафы:
- напоминание о необходимости выплатить штраф или оплатить билет — 40 CHF;
- жульничество при использовании билета — 100 CHF;
- использование фальшивого билета — 200 CHF.
Источники:
- http://guide.travel.ru/switzerland/transport/railways/
- http://travelask.ru/switzerland/vse-o-zheleznoy-doroge-shveytsarii
- http://zurichguide.ru/transport/transport-po-shvejtsarii
- http://www.swiss.devisu.ru/railway.html