Как действуют швейцарские ВВС

Время на прочтение статьи = 17 минут

ВВС Швейцарии, как и вся армейская система этого государства, имеет великое могущество и отлично оснащенный военный парк. Швейцарские ВВС располагают учебно-тренировочными самолетами «Pilatus», сорока вертолетами «Puma», современнейшими беспилотниками, а также единицами транспорта для гражданской авиации. Насчет вопроса о модернизации военно-воздушных сил страны правительство страны не раз имело разногласие с народом: на референдуме большая часть жителей не поддержала решение властей о закупке новой летательной техники. Об особенностях ВВС Швейцарии вы узнаете далее.

Становление швейцарской армии

швейцарской армии
Первоначально национальная армия представляла собой некое народное ополчение, сформированное по милиционному принципу (забегая наперёд — он сохранился до сих пор)

Первоначально национальная армия представляла собой некое народное ополчение, сформированное по милиционному принципу (забегая наперёд — он сохранился до сих пор). Такие правоохранители имели отдельную привязку к городам или кантонам.

Лишь во время существования Гельветической Республики (1798 — 1803 гг.) появилась первая организованная армия Швейцарии. Кстати, в последующие десятилетия именно формирование и развитие собственных вооруженных сил стало главной целью Конфедерации.

После признания нейтралитета и независимости Альпийской республики в 1815 году государство начало проводить ряд мероприятий по обеспечению обороны страны, в ходе которых было определенно: вооруженные силы Швейцарии призваны сохранить внутренний мир и порядок, а также защищать территорию страны от посягательства извне.

Уже в 1817 году был принят первый военный устав, который регулировал деятельность милиционной армии и сопутствующие с этим вопросы (вооружение, обмундирования, одежда и т.п.). Численность армии Швейцарии тогда лишь немногим превышала 32 тысячи человек.

Военное обучение

С принятием Федерального закона о военной организации (1850 год) в обязательном порядке предписывалось прохождение специализированного военного обучения всем новобранцам (основано военное училище в городе Тун, кантон Берн).

Со временем все вопросы касательно военного обучения приобретают федеральную важность (включая и финансовые аспекты). Спустя несколько лет численность армии Швейцарии выросла до 100 тысяч человек.

В 1874 году было принято новое законодательство о военной системе, которое поделило национальные войска на три категории военного запаса: аусцуг (до 32 лет), ландвер (до 42 лет), ландштурм (до 50 лет).

В последующие годы национальная армия Швейцария прошла тернистый путь — вплоть до своего сегодняшнего положения.

Военно-воздушные силы Швейцарии

Военно-воздушные силы Швейцарии (нем. Schweizer Luftwaffe, фр. Forces aériennes suisses, итал. Forze Aeree Svizzere) — один из двух видов Вооружённых сил Швейцарии.

ВВС Швейцарии были созданы 31 июля 1914 года, однако вплоть до 1996 года оставались в составе сухопутных войск. Хотя военная авиация Швейцарии не участвовала ни в одном вооружённом конфликте, в годы Второй мировой войны она сбила несколько самолётов союзников и Германии, вторгшихся в воздушное пространство страны.

Военно-воздушные силы Швейцарии
Военно-воздушные силы Швейцарии (нем. Schweizer Luftwaffe, фр. Forces aériennes suisses, итал. Forze Aeree Svizzere) — один из двух видов Вооружённых сил Швейцарии

Характерной особенностью швейцарских ВВС является длительное сохранение на службе устаревших типов самолётов, а также использование в качестве укрытий горных пещер. Основу боевой авиации на данный момент составляют многоцелевые истребители F/A-18 «Хорнет», закупка которых была осуществлена по результатам общенационального референдума 1993 года.

Согласно новейшего организационного плана Weiterentwicklung der Armee (WEA) ВВС входят в Оперативного командования Швейцарской армии: КОМАНДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ (нем. Kommando Operationen) (Берн) (Командант: генерал-лейтенант). Ряд систем ПВО, предложенных швейцарскими компаниями и испытанных в ВВС Швейцарии, но не поступивших на вооружение.

Одна из основных функций ВВС Швейцарии в мирное время — несение полицейской службы. Различаются два типа миссий: превентивные, live mission (такие как наблюдение и идентификация воздушных средств), и активные, hot mission.

В швейцарских ВВС самолёты обычно не приписываются надолго к определённой эскадрилье, особенно если та состоит из ополченцев, состоящих на службе лишь несколько недель в году. Вместо этого они используются попеременно в нескольких эскадрильях; это относится даже к самолётам командиров эскадрилий. Старые самолёты часто переводят с фронтовой службы на вспомогательные роли — так, истребитель-бомбардировщик Hawker Hunter из 5-й эскадрильи может быть переведён в 12-ю, где будет служить буксиром для мишеней.

Состав вооруженных сил Швейцарии

Сегодня армия Конфедерации делится на два типа: сухопутные войска и военно-воздушные силы. Соответственно, из-за отсутствия выхода к морю — страна не имеет морского флота. Кстати, так как Боденское озеро фактически расположено на территориальной границе Альпийской республики, патрулирование проходит на специальных патрульных лодках.

Все вооруженные силы страны подотчётны Федеральному департаменту обороны, гражданской защиты и спорта (Eidgenössisches Departement für Verteidigung, Bevölkerungsschutz und Sport). По состоянию на 2017 год пост министра занимает Ги Пармелин.

Сухопутные войска

Основу швейцарской армии
Основу швейцарской армии составляют наземные войска: здесь служит две трети всех военных

Основу швейцарской армии составляют наземные войска: здесь служит две трети всех военных. Ежегодно в национальный полк пребывает около 6’000 тысяч новых солдат и 1’000 членов кадрового состава (унтер-офицеры и офицеры).

Сухопутные войска делятся следующим образом:

  • Бригады (Brigade) — ударная часть сил. Делятся на горно-пехотные, пехотные и ударные войска;
  • территориальные регионы (Territorialregion) — сотрудничают с кантональными представителями власти;
  • учебные подразделения (Lehrverband) — занимаются подготовкой призывников и военнослужащих.

По последним данным, в сухопутных войсках Конфедерации числится около 8 бригад. В свою очередь, одна бригада включает в себя около 5-8 батальонов, каждый из которых состоит из 700-1’000 военнослужащих. Также Швейцария владеет четырьмя территориальными регионами и четырьмя учебными центрами.

В Дюбенсдорф. Графика: Hоrnet Driver, CC BY-SA 3.0

Национальная армия Швейцарии имеет полный спектр военного обеспечения (оружие, артиллерия, танки, материально-технические корпусы, логистика, медицина и т.д.). Командование и контроль операций осуществляется непосредственным главой армии Швейцарии (Korpskommandant) Андре Блаттманом — из оперативного штаба. В военное время, его звание приравнивается к генерал-лейтенанту.

Военно-воздушные войска Швейцарии

Военно-воздушные войска Швейцарии (Die Schweizer Luftwaffe) являются неотъемлемой частью национальных вооруженных сил. К их непосредственным задачам относится охрана воздушного суверенитета страны, обеспечение безопасности воздушного транспорта, сбор и предоставление информации о ситуации в воздушном пространстве. Главнокомандующим национальной авиации (по состоянию на 2016 год) назначен Альдо С. Шелленберг.

Военно-воздушные войска
Военно-воздушные войска Швейцарии (Die Schweizer Luftwaffe) являются неотъемлемой частью национальных вооруженных сил

Военно-воздушные силы Швейцарии несут так называемую полицейскую службу. Ежедневно авиация проверяет разрешения иноземных судов совершить полёт над швейцарской территорией (превентивные миссии). Всего эту задачу выполняют около 26 тысяч военнослужащих и 1’600 кадровых сотрудников, что позволяет обеспечить максимальную защиту Швейцарии от незваных «залётных гостей» (решение конфликтных ситуаций называют — «активными миссиями»).

Кстати, интересной особенностью национальной авиации считается политика длительного использования военных самолётов (даже устаревшей модели) вплоть до окончания установленного технического срока их использования. К примеру, по этой причине к 2020-м годам планируется замена военных истребителей модели 30 F/A-18 и модели 53 F-5 Tiger, которые уже отслужили своё.

Не думайте, что в швейцарской авиации только одно «старьё»: наоборот, из-за относительной их ненадобности, они служат дольше. А это можно расценивать как рациональное распределение федерального бюджета.

А как Вы думаете, где базируется самолёты швейцарской авиации? В неспокойное время довольно часто в качестве укрытий используют горные пещеры. Сегодня на территории Конфедерации имеется около 7 действующих авиабаз, а частности:

  • Майринген (LSMM),
  • Локарно (LSMO),
  • Альпнах (LSMA),
  • Эммен (LSME),
  • Дюбендорф (LSMD),
  • Пайерн (LSMP),
  • Сьон (LSMS).

Помимо этого существует еще ряд неактивных военных авиабаз.

Одной из главных линий военной защиты также является противовоздушная оборона Швейцарии. Она включает в себя не только летающие объекты, но и наземные установки. В частности, речь идёт о зенитных управляемых реактивных снарядах, 35 миллиметровых пушках и ракетных системах «Рапира». Подобные установки контролируются военнослужащими с оперативного центра.

В обязанности военно-воздушных сил Швейцарии входит и предоставление авиатранспорта как для высокопоставленных лиц Федерального собрания, так и для самих военнослужащих.

ВВС Швейцарии: против всех

10 мая 1940 года немецкий бомбардировщик «Дорнье» Do.17 был перехвачен истребителями ВВС Швейцарии и посажен на аэродроме Альтенхайн. 1 июня 1940 г. формация из 36 бомбардировщиков He.111, вылетевших на задание в район Марселя, решила «срезать угол» через воздушное пространство нейтральной страны.

На перехват было поднято 12 швейцарских «Мессершмиттов» — нарушители попробовали оказать сопротивление, в результате, два немецких самолета было уничтожено.

Швейцарцы потерь не понесли. 4 июня 1940 г. состоялась «акция возмездия» — одинокий He.111 выманил 12 швейцарских Bf.109E на территорию Франции, где те попали под удар 28 истребителей люфтваффе. В результате короткой схватки бомбардировщик-нарушитель и два немецких Me.110 были сбиты.

Собственные потери швейцарцев составили 1 самолет. Дело принимало серьезный оборот — крошечная страна и её «игрушечные» военно-воздушные силы отчаянно не желали пропускать самолеты люфтваффе и жестко пресекали любые нарушения своей границы.

8 июня 1940 г. был предпринят открытый рейд на швейцарскую территорию — группа бомбардировщиков He.111 (KG 1) под эскортом 32 Bf.110C (из II/ZG 76) попыталась нанести удар по аэродромам ВВС Швейцарии. Планам фашистов помешал случай — на пути группы оказался патрульный EKW C-35. «Кукурузник» был немедленно сбит, но перед своей гибелью он успел поднять тревогу — на перехват немедленно вылетели 12 Bf.109.

Бомбардировщик Дорнье 17 (Do.17)
Бомбардировщик Дорнье 17 (Do.17)

В завязавшемся воздушном бою швейцарским летчикам удалось сбить три «Мессершмитта», в обмен на потерю одного своего самолета. Потерпев фиаско в воздушных боях, немцы более не решились искушать судьбу. Новый план по нейтрализации ВВС Швейцарии предусматривал старинный надежный способ — саботаж на аэродромах, произведенный заботливыми руками немецких диверсантов. 16 июня 1940 г. немецкая диверсионная группа в составе 10 человек была в полном составе схвачена швейцарскими военными.

С этого момента события развивались стремительно: 17 июня капитулировала Франция, подразделения вермахта вышли на швейцарскую границу в районе Ду с намерением продолжить наступление на территории последнего «островка стабильности» в центре Европы. Швейцарское руководство предприняло отчаянные попытки сохранить мир — во избежание эскалации конфликта, летчикам было запрещено атаковать одиночные самолеты-нарушители. 19 июня была получена очередная нота из Берлина, содержавшая прямую угрозу:

Правительство Рейха не намерено больше тратить слова, но будет защищать германские интересы иными способами, если подобные события произойдут в будущем. Германия всерьез готовилась к операции «Танненбаум» — вооруженному вторжению и оккупации Швейцарии силами 12-ой армии вермахта. Главнокомандующий Вооруженными силами Швейцарии спешно издал приказ, запрещавший перехват любых самолетов над территорией страны.

К счастью для швейцарцев, войны не случилось — Швейцария была полезнее Рейху в качестве партнера, нежели чем в качестве врага. Несмотря её малые размеры (площадь Швейцарии примерно равна площади Крыма), вооруженное вторжение в горную страну, испещренную тоннелями, укреплениями и высеченными в скалах огневыми точками, при 100% мобилизации её населения — прекрасно обученной и хорошо оснащенной народной милиции — все это делало захват Швейцарии крайне длительным и затратным мероприятием.

швайцер люфтваффе
40-дневное противостояние люфтваффе и «швайцер люфтваффе» стоило немцам 11 самолетов

Явно не 2-3 дня, как это планировало немецкое руководство. 40-дневное противостояние люфтваффе и «швайцер люфтваффе» стоило немцам 11 самолетов. Потери швейцарцев оказались заметно ниже — всего 2 истребителя Bf.109E и один патрульный С-35. С середины 1940 года на германско-швейцарской границе восстановилось хрупкое перемирие. Обе стороны не предпринимали никаких враждебных действий по отношению друг к другу. Лишь изредка, сбившиеся с курса германские самолеты перехватывались швейцарскими истребителями и принуждались к посадке на аэродромах Швейцарии.

Интернированная авиатехника включалась в состав швейцарских ВВС, однако, большая её часть была непригодна к полетам, ввиду отсутствия необходимых запчастей. Наиболее громкий инцидент случился 28 апреля 1944 г. — на швейцарской авиабазе Дюбендорф совершил аварийную посадку ночной истребитель Bf.110G-4/R7, оснащенный новейшим радаром FuG220 «Лихтенштейн» и огневой установкой «Неправильная музыка» (с размещением пушек под углом к горизонту, для стрельбы «снизу-вверх» — с такого ракурса было проще заметить британские бомбардировщики на фоне более светлого неба).

Хуже того, на борту «Мессершмитта» находился секретный планшет со списком радиокоманд немецкой системы ПВО. Немецкая спецгруппа под руководством Отто Скорцени немедленно приступила к подготовке рейда на авиабазу Дюбендорф с целью уничтожения истребителя и документов, до того как они попадут в руки британской разведки. Впрочем, вооруженного вмешательства не потребовалось — обе стороны достигли консенсуса мирным путем.

Швейцарские власти уничтожили самолет и его секретное оборудование, взамен им была предоставлена возможность приобрести 12 новейших «Мессеров» модификации 109G-6. Как выяснилось впоследствии, нацисты обманули швейцарцев — полученные истребители оказались изношенной рухлядью.

Двигатели всех 12 «Мессершмиттов» были на грани списания виду выработки их моторесурса. Швейцария не забыла обиды — в 1951 году швейцарцы в судебном порядке добились выплаты компенсации.

Находясь в окружении нацистских стран, Швейцария, формально, продолжала вести независимую политику, поддерживая статус нейтрального государства. Конфиденциальность вкладов в швейцарских банках осталась незыблемой тайной и гарантом безопасности маленькой страны. А тем временем, воздушная война разгоралась с новой силой. С середины войны основным противником швейцарских ВВС стали самолеты союзников, регулярно вторгавшиеся в воздушное пространство страны.

Подбитые и сбившиеся с курса машины принудительно сажались на аэродромах Швейцарии — за годы войны было зарегистрировано свыше ста подобных инцидентов. Как и положено, авиатехника и пилоты интернировались на территории нейтрального государства до окончания войны. Британских и американских летчиков размещали на горнолыжных курортах, отрезанных от остального мира войной, горами и снегом.

Мессершмит
Двигатели всех 12 «Мессершмиттов» были на грани списания виду выработки их моторесурса. Швейцария не забыла обиды — в 1951 году швейцарцы в судебном порядке добились выплаты компенсации

С началом высадки союзников в Нормандии около 940 пилотов союзных стран самовольно покинули место своего заточения и попытались перебраться через границу во Францию. 183 беглеца были задержаны швейцарской полицией и помещены в лагерь для военнопленных в районе Люцерна с гораздо более жестким режимом, чем прежде. Их выпустили лишь в ноябре 1944 г. Впрочем, далеко не каждый получал шанс поселиться в альпийском шале — 13 апреля 1944 г. поврежденный американский самолет был безжалостно сбит в воздушном пространстве Швейцарии, несмотря на то, что демонстративно выпустил шасси (что по международным правилам означало «следую на указанный вами аэродром»). Погибло семеро американцев.

Но настоящий «экшен» связан с налетами стратегических бомбардировщиков — на протяжении всей войны швейцарская территория регулярно подвергалась бомбовым ударам. Наиболее известны следующие эпизоды: — 1 апреля 1944 г. — формация из 50 «Либерейторов» обрушила свой смертоносный груз на Шаффхаузен (вместо обозначенной цели на территории Германии, на 235 км севернее). Жертвами бомбежки стали 40 швейцарцев. — 25 декабря 1944 г. — мощной бомбардировке подвергся Тайнген. — 22 февраля 1945 г. — янки разбомбили 13 населенных пунктов на территории Швейцарии. — 4 марта 1945 г. — американские стратегические бомбардировщики одновременно бомбили Базель и Цюрих.

Примечательно, что настоящей целью был расположенный на 290 км севернее Франкфурт-на-Майне. Бомбежки происходили и ранее — в течение 1940 года крупнейшие города Швейцарии (Женева, Базель, Цюрих) периодически подвергались бомбовым ударам со стороны Королевских ВВС Великобритании.

Сами незадачливые пилоты также несли потери: в начале марта 1944 г. швейцарским истребителям удалось сбить «Летающую крепость»; второй бомбардировщик такого же типа был принудительно посажен на территории Швейцарии. Случайными или намеренными были все эти «ошибки» — история не дает точного ответа.

Известно лишь, что бомбардировки Швейцарии встречали одобрение со стороны американских пилотов: среди швейцарского населения были распространены сильные пронацистские настроения, а многие из пострадавших предприятий были непосредственно связаны с ВПК Третьего рейха. Командующий ВВС США генерал Арнольд придерживался версии, что большая часть эпизодов с бомбардировкой швейцарских городов — провокации нацистов, использующих трофейную авиатехнику. Тем не менее, после окончания войны швейцарцам выплатили неплохую компенсацию. 1 июля 1945 в Лондоне состоялся показательный суд над пилотами и штурманами стратегических бомбардировщиков, участвовавших в налетах на Швейцарию.

F A 18 Hornet
В настоящее время парк ВВС Швейцарии состоит из истребителей типа «F/A 18 Hornet» и «F-5 Tiger»

Летчики лишь пожимали плечами и ссылались на сильный попутный ветер и скверную погоду над целью. Все были оправданы. В целом, ситуация очевидна: несмотря на всю сложность взаимоотношений Швейцарии и Третьего рейха, «темные» банковские транзакции и откровенное заигрывание руководства страны с нацистами, к военно-воздушным силам никаких претензий нет. Действия ВВС Швейцарии целиком совпадали с доктриной нейтралитета — любые провокации и нарушения воздушного пространства пресекались самыми решительными методами.

В то же время, швейцарцы старались не выходить за рамки международного права. Ни одна из воюющих сторон не имела приоритета в случае встречи с истребителями с красно-белыми крестами на крыльях. Нарушителей препровождали на аэродромы, рискнувших оказать сопротивление — безжалостно сбивали. Швейцарские пилоты действовали грамотно и профессионально, подчас низвергая с небес на землю гораздо более сильного и многочисленного противника. Остается добавить, что в годы войны на вооружении ВВС маленькой горной страны находилось свыше ста истребителей «Мессершмитт» (включая устаревшие 109D, интернированные машины и 12 приобретенных истребителей модификации 109G-6).

Эпилог 17 февраля 2014 года. Европа разбужена сообщением об угоне пассажирского «Боинг-767» авиакомпании Ethiopian Airline, следовавшего по маршруту Аддис-Абеба — Рим.

Как выяснится позже, виновником происшествия стал второй пилот, гражданин Эфиопии, захвативший контроль над самолетом и самовольно изменивший курс на Женеву с целью получения в Швейцарии политического убежища. В воздух были немедленно подняты истребители ВВС Италии и Франции, взявшие угнанный самолет на сопровождение — с момента его обнаружения до посадки. К счастью, все обошлось — авиалайнер на последних каплях горючего дотянул до Швейцарии и в 6:00 по местному времени совершил мягкую посадку в аэропорту Женевы.

F-5 Tiger
F-5 Tiger

Никто из 200 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа не пострадал. Пилот-угонщик в скором времени получит свои законные 20 лет тюрьмы. Но почему для эскортирования угнанного самолета потребовалась помощь ВВС Италии и Франции? Где в этот момент находились доблестные швейцарские летчики, чьи деды храбро сбивали немецкие, британские и американские самолеты? Швейцарские «капитаны небес» в это время пили свой утренний кофе, наблюдая на экранах телевизоров за невероятными приключениями эфиопского «Боинга» в воздушном пространстве их страны.

Ни один из 26 многоцелевых F/A-18C «Хорнет» и 42 истребителей F-5E «Тайгер II» ВВС Швейцарии в то утро не поднялся в воздух. Ворота авиабаз заперты на всю ночь, летно-технический состав разъезжается по домам — швейцарская боевая авиация работает ровно с 8 утра до 17 часов дня, с обязательным полуторачасовым перерывом на обед. Причина такого решения — банальная экономия средств в условиях мирного времени. От заката до рассвета швейцарское небо стерегут ВВС соседних стран — Германии, Италии и Франции, с которыми заключены соответствующие договора.

Источники:

  • https://business-swiss.ch/shvejtsariya/armiya-shvejtsarii/
  • http://dir.md/wiki/
  • http://so-l.ru/news/y/2014_03_31_vvs_shveycarii_protiv_vseh
  • https://www.swissinfo.ch/rus/multimedia/